2013/10/24

Берлин. Музейный остров. Рейхстаг

На этапе планирования нашей поездки мне часто попадались несколько футуристические фотографии, примерно такие.

Когда выяснилось, что это купол Рейхстага, сразу стало ясно - мы обязательно попробуем туда попасть. Оказалось, есть несколько вариантов: лекция с осмотром зала пленарных заседаний (на английском), обзорная экскурсия с гидом (на нескольких языках, в том числе - на русском), и просто посещение купола здания.

В любом случае нужно зайти на сайт Бундестага (раздел для посетителей на английском) и, выбрав интересующий вариант, заполнить заявку. На лекции и экскурсии с гидом попасть сложно - ограничено количество мест. Но если интересует только купол, то все гораздо проще. Купол открыт практически весь год, с 8 до 24 часов, и туристов запускают каждые 15 минут. Поэтому выбрать подходящий день и время легко. И первое, что мы сделали после получения виз, - забронировали посещение купола Рейхстага. При оформлении заявки предупреждают сразу - возможна отмена экскурсии без объяснения причин. У нас так и произошло, через несколько дней после подтверждения пришло письмо с отменой нашей брони. Мы выбрали другой день и время, опять получили одобрение, и 9 июня посетили-таки Рейхстаг. Это мероприятие было забронировано на вечер, поэтому с утра мы решили походить по музеям.

В Берлине есть целый Музейный остров. Там расположены сразу 5 музеев: Старый, Новый, Пергамский, Старая национальная галерея и музей Боде. В первую очередь нас интересовал Пергамский музей с его знаменитым алтарем.

По дороге к музею опять прошлись по Жандарменмаркт. Леса у Концертхауса уже убрали.

На подходе к острову заметили бронзовый макет всего музейного комплекса.

Как и во всем Берлине, на острове тоже многое строилось, перестраивалось и реставрировалось. Там, где из-за лесов нельзя было сфотографировать здание целиком, довольствовалась фрагментами и кусочками.

Откуда-то слышалась музыка, вскоре мы увидели исполнителя. Очень красиво играл.

Старая национальная галерея
Пройдя между Галереей и Новым музеем, зашли в Пергамский музей (страница музея на английском). Вход был 14 евро на человека. Получив аудиогиды на русском, направились осматривать античные экспонаты.

Поскольку музей был построен, в первую очередь, для обнаруженного и раскопанного в конце 19 века Пергамского алтаря, то именно с него и начинается экскурсия.

Кроме алтаря в музее есть не менее грандиозные сооружения. Например, ворота Милетского рынка.

Ворота активно фотографируют.

И внимательно слушают информацию аудиогида.

Интересно, что бы сделали с подобной посетительницей в наших музеях? Выгнали бы с позором, наверное))

Еще одна грандиозная конструкция - Ворота Иштар и Дорога процессий из Вавилона.

Ну а небольших экспонатов - не сосчитать. Аудиогид иногда соскакивал на английский или вообще отказывался описывать ту или иную штуковину. Видимо, коллекция музея постоянно меняется, и обновлять гиды не успевают.

Еще один "гигант" - Фриз из Мшатты.

Выйдя из Пергамского музея, некоторое время решали, что еще посмотреть до Рейхстага - Новый музей с бюстом Нефертити или Галерею старых мастеров. Сошлись, что дремучих древностей уже достаточно, можно посмотреть на что-нибудь "помоложе" и выбрали галерею.

Мимо Старого музея и Кафедрального собора пошли к метро на Александерплац.
Старый музей
Кафедральный собор Берлина

Честно говоря, у меня после Галереи старых мастеров (страница галереи на английском, вход 10 евро на человека) осталось двойственное ощущение. Да, великие художники - Боттичелли, Рубенс, Рембрандт, Дюрер, Тициан. Да, многие полотна знакомы по репродукциям, интересно их изучить вживую. Но оказалось, что религиозная живопись либо темные мрачные портреты в таком объеме могут утомить. Забегая вперед, скажу, что Дрезденская галерея старых мастеров оставила исключительно положительные впечатления.

Кстати, по Пергамскому и Старому музеям, Галерее старых мастеров и Старой национальной галерее есть панорамы в гуглокартах. Можно виртуально походить по залам этих музеев.

Галерея старых мастеров находится вблизи от Потсдамской площади. Очень интересное место. Сейчас площадь застроена высотными зданиями. Часть из них - комплекс Сони-центр. Это офисы, жилье, кафе и рестораны, Музей кино, Леголенд и многое другое. Между стеклянными конструкциями оставлено место для крошечных сквериков.

А еще Сони-центр - это знаменитая крыша с "парусами".

Поужинали в одном из кафе центра. Потом заехали в гостиницу за штативом и паспортами и выдвинулись "на Рейхстаг".

Погода весь день была хорошей. Уходили из гостиницы - погода была хорошей. Ехали в метро (а большие участки берлинского метро идут "поверху") - погода была хорошей. Поезд "нырнул" под землю за одну остановку до нашего выхода. Каково же было наше удивление, когда мы вышли из метро на той же Потсдамской площади и обнаружили, что идет дождь. Не Берлин, а Питер какой-то. Было вдвойне обидно - зонты не брали, а штатив взяли специально, чтобы вечером поснимать здания с подсветкой.

Быстрым шагом добежали до пропускного пункта для посетителей Рейхстага. Предъявили распечатанное письмо с фамилиями и временем посещения. Нас нашли в списках. Потом проверка паспортов и рамка металлоискателя. Все. Подождав минут 5 сопровождающего, вместе с группой человек в 20-25 прошли в здание. На очень вместительном лифте, опять же в сопровождении служащего, поднялись на крышу. Там получили аудиогиды на русском.

Устройство купола лаконично: на самом верху устроена смотровая площадка, туда ведут два спиральных пандуса, один - вверх, второй - вниз. В центре купола расположена зеркальная "воронка".

Эта сложная техническая конструкция направляет дневной свет в зал заседаний, расположенный ниже.

Кроме того, открытый сверху, конус служит воздуховодом. Осадки, попадающие в воронку через отверстие в куполе, улавливаются внутри и отводятся.

Помимо этого, в правительственных зданиях установлены солнечные батареи, всевозможные системы теплообмена, теплоэлектростанции, работающие на биодизеле из рапса. В общем - мечта экологов.

Всю эту информацию рассказывает интересно устроенный аудиогид. Никаких кнопок, кроме включения и громкости. Во время движения по пандусам записи включаются автоматически. Дошел до определенной метки - гид забубнил. Хочешь - останавливаешься и слушаешь полностью, хочешь - идешь дальше. На следующей метке гид перескочит на соответствующий кусок записи. Информации он выдает много - про устройство купола, про здания правительственного квартала, исторические сведения. Много данных о структуре Бундестага, законотворчестве, выборах. Для меня интереснее всего была информация об окружающей архитектуре. Очень подробно описаны все здания и крыши вокруг. Правда, видимость из-за дождя была очень ограничена.

Спустившись по пандусу вниз, вышли из-под купола на крышу. Небольшое затишье позволило сделать несколько кадров оттуда.
Парк Тиргартен и Сони-центр
Карильон Тиргартена, Дом культур мира или "Беременная устрица" (белая крыша)

Но очень скоро дождь пошел с новой силой. Мы сдали аудиогиды, спустились вниз и вышли на улицу. Стало очевидно, что вечернюю съемку придется отменить из-за погоды. Запаковавшись в дождевики (кстати, очень удобная штука, как оказалось), отправились в гостиницу.